Меню

Открывая Серебряное ожерелье. Ыб, Гажа Валяй и картины нефтью




Когда вы с кем то будете играть в города, не забудьте, что на карте России есть населенные пункты на "Ы".  Вот например такое село в республике КОМИ. А знаете, как с языка коми переводится название деревни "Ыб" ?

Слушайте и запоминайте: "большое, длинное, ровное хлебное поле, расположенное на вершине высокого холма". Кстати, тут недалеко протекает река "Ю", а теперь вам пора узнать, что такое коми-праздник "ГАЖА ВАЛЯЙ"

Фото 2.




Итак, посетив в рамках проекта "Открывая Серебряное ожерелье" город на краю карты Нарьян-Мар, проехав по опасному "зимнику" и погуляв по малоупоминаемому Сыктывкару мы попали в окрестности села ЫБ, в "Финно-угорский этнокультурный парк". Наша цель тут была поближе приобщиться к традициям "зырян" и приобщаться мы начали вот с таких прекрасных оленей.

Они еще молоденькие и очень общительные.


Фото 3.




В этнопарке нас встретил "оленевод" и рассказал как они, оленеводы, умудряются выживать в тундре в столь тяжелых климатических условиях. Мы пробовали кидать копья, ходить на лыжах и вообще проникнуться этой культурой.

Костер и утопающий в снегу лес вокруг способствовал этому с невероятной силой.


Фото 4.




Все таки будущее каких то образовательных, туристических и т.п. программ имеено за этим - создание аутентичной остановки и погружение в нее гостя. Во многих регионах России начали практиковать такое, а тем более когда есть что показать уникальное и не стандартное - это вообще фишка.


Фото 5.




Кстати, сейчас появилась даже потребность уехать куда нибудь на некоторое время подальше от гаджетов, интернета и цивилизации.



Фото 6.




Побродив по лесу с "оленеводом" и изучив некоторые охотничьи хитрости мы отправляемся осваивать еще одно ремесло - рисование нефтью.



Фото 7.




Тут замечательная и юморная девушка напомнила нам историю и традиции финно-угров.


Фото 8.




А я пока рассматривал картины, которые как утверждалось рисуют нефтью:


Фото 9.





Фото 10.




Фото 11.




Фото 12.




Фото 13.





Ну и нам дали возможность взять в руки кисть и макнуть ее в нефть.



Фото 14.




Но тут не только нефть приобщает к культуре народа, а еще и добыча пищи. Нет, не охота, а кулинарные навыки.

Привели себя в боевую готовность (хотя я вообще мало чего умею готовить и предпочитаю это не делать)



Фото 15.



Готовить мы будет Шаньги. Вообще шанежки - это русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого или песочного теста. Шаньги не бывают сладкими, только солеными. В честь них даже существует праздник- 14 ноября "День поморской шаньги". Шаньги пекли с различными начинками...

На сегодняшний день используется в основном картофельное пюре, кашу или творог. Но могут быть и сложные начинки , например смесь гречневой каши с рубленным вареным яйцом. Шаньги хорошо выпекаются как в русской печи, так и в духовке. После выпечки смазываются сметаной или топленым маслом.


Фото 16.




Все было под чутким руководством специалиста.


Фото 17.



Вот оно  - начало шанежки.



Фото 18.



Старательно лепим. Нам же потом и кушать.



Фото 19.




Ну все, готовка идет к концу. Заполняем формочки картошкой и кашей.



Фото 20.



И все это отправляется в добрую русскую печку.



Фото 21.



Наелись шанежками, переночевали и отправились в село Визинга.



Фото 22.



А в Визинге нас уже встречали вот так! С хлебом и солью!



Фото 23.




А народ тем временем готовится на площади к празднику.


Фото 24.



Погода солнечная, в сысольском районе все съехались сюда на праздник.

"Гажа" по коми значит - веселый, радостный. А "валяйтчан" - катать, раскатывать. Так что название праздника можно перевести как "веселое катание". Подразумевается катание на лошадях, с горок на ледянках и т.п.


Фото 25.



В отличие от русской масленичной традиции, праздничные дни Масленицы у коми народа никак не назывались. В Масленичной традиции коми нет аналогов названий русских масленичных дней: «встреча», «заигрыши», «лакомка», «широкий четверг», «тёщины вечера», «золовкины посиделки». По воспоминаниям старожилов Сысольского района, первый день праздника начинался с катания в повозках «кошевах» на лошадях с распеванием импровизационной песни «Гажа валяй». Песню исполняли на парных санях певцы, затем её подхватывали на вторых санях, затем на третьих санях и т. д. Импровизационную структуру песни определяла длительность санного поезда, который мог в себя включать до 40 повозок. В старину, бывало, из деревни в деревню, по всему району ездили конные поезда, сопровождавшиеся звоном колокольчиков, радостно приветствующим праздник. Согласно представлениям коми народа, во время езды на лошадях колокольчики своим чистым звоном отгоняют силы зла.


Фото 26.



У жителей Сысольского района существует несколько объяснений происхождения названия праздника «Гажа валяй». Первоначальное объяснение «Валяй» толкуется в сходном звучании с русским словом «валяться, поваляться». Валяние в снегу – непременное условие проводов зимы, одна из самых любимых масленичных забав и у коми, и у русских. В то же время, существует и более глубокий, древний, скрытый смысл слова «Валяй». Старожилы Сысольского района говорят, что в старину существовало поверье, что на Сысольской земле живёт хозяин лошадей Вöла Ай, и поэтому именно на Проводы зимы было принято красиво и богато украшать лошадь, чтобы порадовать «лошадиного хозяина». Существует точка зрения, что само слово «Валяй» произошло именно от искажённого сочетания в коми языке: «вöла ай» − «лошадиный человек», «лошадиный хозяин». В образах лося и коня древние коми воспринимали символику солнца. Наступает время прихода весны, и вновь на землю выходит лошадиный хозяин − Вöла Ай, чтобы принести тепло на уставшую от зимы землю, а заодно и проверить, хорошо ли заботятся люди о лошадях, содержат ли в их сытости и в довольстве. Разъезжая на лошадях на празднике «Гажа валяй», человек тем самым словно соприкасался с тайной древней легенды о солнечном происхождении лошади.


Фото 27.



Как и у русских, у коми временной промежуток между Сочельником и Масленицей был периодом заключения брачных союзов и свадеб. На «Гажа валяе» молодожёны на масленичных гуляниях были основными действующими лицами, что связывало этот праздник с масленичной традицией русских. Чествование молодых семей отражалось в величальных песнях, а сам образ парного союза был задан в следующих ритуальных действиях праздника: катании на лошадях и в парном катании с гор. Катание с гор – обязательное ритуальное масленичное действие и в русской, и в коми традиции. Ритуальному катанию придавали особый, сакральный смысл. Коми катались на санях, на самодельных ледянках, на прялках.


Фото 28.



На празднике «Гажа валяй» в старину существовал определённый порядок в распевании песен, который сохранился и в настоящее время. Песни можно разделить на несколько типов: обрядовые песни, величальные песни и коми народные песни, исполнявшиеся во время посиделок, во время праздничных гуляний. В структуру обрядовых песен входили песни: «Гöгыль по гöгыль» («Круг, ты мой круг»), «Валяöй» и медленный «Шондiбан». Праздничный выезд на лошадях начинался с исполнения импровизационной песни «Валяöй», а величальные песнопения предназначались для молодожёнов и исполнялись во время катаний на лошадях и при парном катании с гор. Во время празднования «Гажа валяй» гуляли под гармошку, парами (женщина с мужчиной).


Фото 29.



Удивительно, но атмосфера на празднике была такая добрая, искренняя - ну ровно комяцкая!


Фото 30.




По краям площади продают всякие вкусняшки и все, что сделано своими руками.



Фото 31.



Посмотрите какие яркие одежды!



Фото 32.



Традиционные народные символы.



Фото 33.



Все участники театрализованного шествия становятся в один большой единый круг, символизирующей солнце и поднятыми вверх руками приветствуют его долгожданный свет. Звучит всеобщее исполнение обрядовой песни «Валяöй». Наступает черёд «коми бала», во время которого все участники праздника под сопровождение баянов и гармоней исполняют тустеп, падеспань, польку, русскую, кадриль, краковяк − все танцы, которые танцевались ещё их бабушками и дедушками, а традиция народной хореография жива в Сысольском районе и поныне. Завершается этот солнечный театрализованный хоровод обязательным повсеместным танцем для коми народного праздника солнцеликим «Шондiбаном». Под частушки искромётного «Шондiбана» участники праздника завершают обряд встречи праздника, и начинается концерт с выступлением самодеятельных коллективов Сысольского района и гостей из Республики Коми


Фото 34.



Песенный цикл «Шондiбан» состоит из нескольких жанровых песен. К нему относятся и медленные шондiбаны, в которых ведутся песни-воспоминания о молодой, полной солнечной радости и счастья жизни, в Сысольском Шондiбане славится солнце, в быстром Шондiбане исполняются весёлые частушки, и в каждом из них воспевается жизнь. Шондiбан − это не просто песня, праздник, хвала солнцу, это многогранный этический философский образ, раскрывающий черты характера коми человека. Коми человек радовался жизни, был счастлив за свою семью, за детей, гордился своем трудом, своей судьбой. Он нёс миру солнечную энергию своего мировосприятия, гармоничное состояние его жизненного уклад можно назвать «Шондiбаном».


Фото 35.



Фото на память


Фото 36.




А вот в местном краеведческом музее нам показали уникальную деревянную табличку с вырезанными символами.



Фото 37.



Ее еще полноценно не изучили, но уже точно уверены, что это уникальный этнографический экспонат.


Фото 38.



Яблоки в каком то сладком сиропе - я так и не успел попробовать :-(


Фото 39.



А, точно, была еще одна народная игра - саамский футбол. В него играют в длинных юбках, которыми можно ловить летящий мяч.

Ох и набегались мы там...


Фото 40.




Одной из точек притяжения жителей был столб, на который многие пытались залезть и достать призы (табличку с номером). Но за то время, что я там стоял - залез всего один человек. Очень шустро.

А потом с десяток других даже до середины не долезли. Все же не такое простое это дело.



Фото 41.


Фото 42.



Кстати, этот не залез. Кто залез смотрите в ролике.


Фото 43.




А потом мы поехали в село Куратово. Оно названо по фамилии основоположника коми литературы И. А. Куратова, который родился 6 (18) июля 1839 года в погосте Кебра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми).

С 1861 по 1865 годы И. А. Куратов работал учителем в духовно-приходском училище в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар). Он изучал культурные традиции деревенских жителей. Поэтическое творчество коми народа, бытовавшее до середины XIX века лишь в устной форме, стало художественно-поэтической основой его произведений.


Фото 44




Поэт жил при самодержавно-крепостническом строе России, которому были чужды интересы народа, его самобытная культура. И. А. Куратов относился к плеяде просветителей XIX века – сторонников идей русских революционеров-демократов. Мечтая о светлом будущем родного зырянского края, поэт посвятил свою жизнь просвещению народа коми.

Вот здание музея. Видно, что тут очень ценят память о своем знаменитом односельчанине.


Фото 45.



В XIX веке И. А. Куратов был известен общественности не как поэт, а как учёный-лингвист. При его жизни было опубликовано только несколько его стихотворений под видом народных песен. Имя основоположника национальной коми литературы узнали лишь в 1920-е годы. В 1923 году его рукописи обнаружил учёный А. С. Сидоров в селе Визинга на чердаке дома племянника И. А. Куратова. В 1930-е годы впервые вышли в свет отдельными изданиями художественные произведения и лингвистические труды И. А. Куратова. Впоследствии было издано более двадцати книг Ивана Куратова. Его произведения вошли в литературно-художественные сборники и школьные учебники.


Тут нас опять встречали широко накрытым столом.

Фото 46.



Произведения Ивана Куратова и книги о его жизни и творчестве вы можете найти в отделе краеведения и национальной литературы. В 2010 году Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака выпустила биобиблиографический обзор «Иван Куратов – челядьлы» («Иван Куратов – детям») на русском, коми и английском языках, ставший первым отдельным библиографическим изданием об И. А. Куратове для школьников. В обзоре даётся краткое изложение о жизни и творчестве коми поэта и просветителя.


Фото 47.




Музей рассказывает как и о творчестве и жизни Куратова, так и о традициях народа. Слушать и смотреть на все это в настоящей небольшой деревушке очень необычно.



Фото 48.


Фото 49.




Вот так выглядело жилище обычной коми-семьи.



Фото 50.



А когда мы вышли на улицу нас встретило зимнее солнце и остепительно красивые виды русского Севера!


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.




Фото 59.




Ну вот и все. На этом закончился первый этап путешествий в рамках проекта "Открывая Серебряное ожерелье". Отличная команда, надежные машины и удивительные места родной страны - что может быть эффектнее в плане получения эмоций.

А вот перед тем, как пересесть на поезд о Старого Оскола мне пришлось переночевать в Москве в  удобном отеле, в шаговой доступности от "площади трех вокзалов". Я его нашел на использую удобный поиск на  tvil.ru. Помню этот сервис хорошо выручал меня в Крыму, а вот теперь и в Москве не подвел и быстро нашел мне подходящий вариант.

А знаете чего необычного в Апарт-Отеле "Волга"? Я даже сначала совсем не обратил на это внимание.


Фото 60.




Мне не пригодилось, а вообще отель находится недалеко от основных достопримечательностей Москвы: Кремля, парка Зарядье, Цветной бульвар, Чистые Пруды.

Достаточно просторные номера. Две комнаты. В одной кухня, в другой вот такая спальня.




Фото 61.



Все выглядит не броско, но уютно.


Фото 63.



Тут принимают гостей и с детьми ... и с животными. Мне кажется вот второй вариант не так то просто и найти? А для первого варианта есть своя детская площадка.


Фото 64.



А уже при выезде я понял, что и называется то он "Апарт-Отель" потому, что переделан из целого жилого дома. Нет, ну я видел там подъезд один выкупали или этаж. А тут реально целый огромный жилой дом. Номеру тут - это по сути полноценные квартиры с кухнями. Очень может быть кстати при долгосрочном проживании.

Зато цены очень демократичные при таком сервисе. Запомните этот отель на всякий случай.


Фото 65.




Но это еще не конец. В апреле начинается большой этап проекта по Калининградской области. Никогда там не был и тут получается смогу изъездить ее вдоль и поперек за 15 дней и посетить огромное количество достопримечательностей.

Следите за всем этим в Инстаграме проекта "Открывая Серебряное ожерелье" - https://www.instagram.com/openso2019/ Тут будет жара!



Фото 66.



А я вам обязательно расскажу о всем, что там будет происходить в своем блоге, в ФБ - https://www.facebook.com/masterokoskol и на Ютюбе - https://www.youtube.com/c/MasterokST
 

Все статьи
Предыдущая
Следующая